71 заседание судебного процесса по делу милиционеров  
Правобережного РОВД 

 

28 ноября 2006 г.

 

 

Секретарь суда: из вызванных свидетелей явились Джимиева, Караев, Болиев.

Зачитываются ходатайства о признании потерпевшими по уголовному делу 20/852

от Бтаевой – Годжиевой, Бигаевой Светланы.

 

Кесаева.  Прошу поддержать, он такие же потерпевшие. Есть статься Конституции 46 на право судебной защиты, мы не имеем право игнорировать статью Конституции, тем более что ваш коллега Бурнацев нам преподнес урок, что все законы и акты перед этой статьей могут быть проигнорированы, поэтому у меня просьба руководствоваться статьей 46 Конституции, это основной закон и потерпевшие, признанные прокуратурой, имеют право на судебную защиту.

 Я еще раз прошу поддержать ходатайство, и прошу уважаемый суд, не относится к заявлениям потерпевших формально и эти самым демонстративно проявлять не уважение  к потерпевшим, признанные потерпевшими по основному делу. Основное дело было расчленено, после того как часть этих потерпевших была признанна таковыми. Они все -таки являются потерпевшими, при выделении этого дела они оставались потерпевшими и значит, потерпевшими по данному  уголовному делу.

В Конституции РФ четко говорится, что каждый имеет право на судебную защиту, и ссылаться на отдельную статью не имеет юридической силы, потому что основной закон в нашей стране – Конституция, и не надо нам потерпевшим демонстрировать ваше игнорирование Конституции, и тем самым проявлять неуважение к Конституции РФ.

Судья. Кесаева, обдумывайте свои заявления, потому что они неправильны, не делаете замечаний суду.

Рамонов. Ваша честь, прошу отклонить данное ходатайство, диспозиция статьи не позволяет признать потерпевшими со средней степенью тяжести. Отказать.

Суд отказывает в ходатайствах, так как они не соответствуют закону.

 

Рамонов На предыдущем заседании было заявлено потерпевшими допросить следователя Болиева и проведении очных ставок, с тем сотрудниками РОВД, которые частично поменяли свои показания.

Судья. Видимо не только из- за того, что они по меняли показания, но из- за того, что они утверждали, что их показания были изменены следователем.

 

Допрос свидетеля Болиева.

В связи с тем, что некоторые милиционеры, допрашиваемые следователем Казанчевым  изменили свои показания, прошу предоставить Болиеву протокол допроса Караева Алана Том 44, листы дела118- 120,им ли велся допрос, его роспись и т.д.

Болиев. Да, протокол составлен мной, подписи мои, допрос производился мной.

Скажите, вы ли допрашивали Караева?

Болиев. Да, согласно предъявленному протоколу, допрос производился мной. Допрос свидетелей производился в соответствии с УПК РФ. Проводились допросы в соответствии с УПК, велись протоколы допросов, после чего без какого либо давления с моей стороны и  кого бы то ни было еще из следственно- оперативной группы, составлялись протоколы, которые подписывались допрашиваемыми свидетелями. В ходе допроса, свидетели не выказывали такого недовольства о проведении с ними следственных действий, тем более,  психического физического воздействия. Спокойно, после ознакомления с предъявленными протоколами они расписывались в протоколах, тем самым, подтверждая правильность изложенного в них. Допрос проходил, возможно, в произвольной форме. Далее заданы вопросы, на которые получены ответы.

Все показания свидетель Караев давал без принуждения, добровольно?

Болиев. Да. Никакого воздействия на него не оказывалось, он подписал показания. Это было бы отражено в протоколе.

Вы ему предъявляли расчет сил и средств на обозрение?

Болиев. Если в протоколе имеется такая запись, соответственно да.

Допрос производился в произвольной форме или как?

Болиев. И так и так. Задавались уточняющие вопросы, в произвольной форме состоялась беседа.

Где составлялся  протокол допроса свидетеля Караева?

Болиев. Я точно не помню. Мы их допрашивали в РОВД.

Вы набирали протокол допроса на компьютере, а где распечатывали?

Болиев. Набирали протокол допроса на компьютере на ноутбуке, предоставлялся свидетелю, и в связи  тем, что не хватало принтеров, распечатывали в приемной начальника, после чего распечатанный текст предоставлялся свидетелю, тот читал, и расписывался.

Свидетель Караев прочитал в распечатанном виде свои показания?

Болиев. Естественно.

По содержанию, по объему какие – либо замечания поступили ?

Болиев. Нет, никаких замечаний не было. С текстом согласился , расписался, замечаний нет, протокол прочитан лично, в чем он расписался.

Караев вам говорил, что сам не видел расчета сил средств, до него его никто не доводил? Что он пошел в школу № 4 по общему распоряжение  начальника Хачирова.

Болиев. Да, насколько я помню, да. Насчет расчета сил и средств, однозначно. Он сказал. При предъявлении ему расчета, что видит его впервые.

Вы спрашивали Караева, проводил ли он профилактические беседы с директором школы на предмет террористической опасности?

Болиев. Да, такой вопрос выяснялся. Проводились ли какие либо профилактические беседы. Были допрошены директора школ,  и все кого я допрашивал, утверждали, что никаких бесед участковые с ними не проводили. Ни с учениками, ни с педагогическими коллективами.

Вы спрашивали у свидетеля Караева, как ему действовать при чрезвычайных ситуациях, при захвате заложников?

Болиев. Относительно Караева я не помню, если это отражено в протоколе, значит задавался,

Вы выясняли, вопрос предварительного обследования школы №4 на предмет ВВ?

Болиев. Выяснялся этот вопрос, был допрошен  лично мной кинолог Тахохов. Начальник участковых Хачиров, пояснил, что проверкой школ на предмет ВВ занимался Тахохов, соответствующий акт имеется. Эта проверка делалась поверхностно Тахоховым.

Рамонов к Караеву. Вы помните следователя Болиева?

Караев: Так, немного.

Вы свой протокол читали?

Караев: Я читал на ноутбуке. В распечатанном виде не читал. Замечаний и возражений не было.

Вы на суде  показали, что с расчетом сил и средств были знакомы, и по мимо того, что вам сказал Хачиров, вы еще расчет видели в кабинете участковых. Вы это подтверждаете?

Караев: Да.

А на следствии вы  говорили совсем другое, что расчет не видели.

Каким показаниям верить?

Караев: Я на предварительном следствии тоже самое говорил. На ноутбуке было все так записано, я не знаю, как потом это изменилось. Я на этих показаниях настаиваю. Устно мне на счет Кочиновой утром сказали, я не должен был с ней дежурить, я не знаю почем ее поменяли. В списках я был с кем - то из уголовного розыска.

Болиев. Все было не так, как говорит свидетель, все было, так как я сказал. Он знакомился с протоколом и на компьютере, и в распечатанном виде. Мне стыдно за этого свидетеля, никто их них не подписал ни одной буквы, не прочитав несколько раз, тем более дело такое ажиотажное. Сейчас свидетель говорит не правду.

Караев. Я говорю правду.

Караев, вы говорили, что в конце августа 2004 г вы встречались с директором школы Джимиевой, проводил профилактические беседы на предмет террористической опасности.

Караев: Это участковый их района проводил. Они встречались, на моем участке нет школы.

Рамонов к Джимиевой. С вами встречались сотрудниками РОВД до 1 сентября?

Никто из работников отдела не приходил, визуальных осмотров тоже никто не проводил. Я Караева не знаю. На прошлом заседании я сказала, что наши участковые так часто меняются, что я их не запоминала. У меня есть рабочая тетрадь, там все записано, но так не помню, кто был  на тот период.

Караев, вы говорили, что перед началом линейки осмотрели школу?

Караев: Мы до школы не успели дойти, как случился захват 1 школы,  и мы повернули обратно.

Все, вопросов нет.

Туаева к Караеву. На вас со стороны следователя при допросе оказывалось влияние?

Нет.

То, что вы прочитали  свои показания, снимает  с вас ответственность?

Нет. Это моя ошибка.

Какие показания брать  за основу?

Я не обвиняю следователя. Я не знаю, как изменили показания.

Туаева к Болиеву. Вы меняли показания свидетеля?

Как вы себе представляете, какая у меня должна быть заинтересованность, конечно нет.

Если бы была заинтересованность, у вас была возможность это сделать?

Меня бы не допустили к расследованию этого дела, и даже при желании не было возможность что- то сфальсифицировать. Анализируя сейчас это понимаю, они не один раз прочитывали протокол,  а несколько. У меня не было,  и нет в практике такого, чтобы, не прочитав, они подписали. Так бы никто не подписал, не прочитав.

Лозецкий. Караев, когда вы лучше помнили события, когда вас допрашивали в октябре 2004, или сейчас?

Сейчас лучше помню.

Вопроcы защиты.

Климова: Болиев,  вы утверждаете, что соблюдали требование закона части 8 ст.166 УПК РФ были соблюдены при допросе Караева?

Болиев: Да, полностью.

Тогда по чему вы не приложили протокол допроса носитель компьютерной информации?

Болиев: Дискета не является носителем компьютерной информации в том плане, в котором его рассматривается, потому что носителем компьютерной информации является носитель, на который записывался протокол. Показания Караева и еще нескольких свидетелей на дискету не записывались. Мы подсоединяли ноутбук к  принтеру и распечатывали. Я исполнил требования закона.

Какой период вы работали в следственной группе и работаете ли вы сейчас по расследованию теракта?

Болиев: Начиная с 4 октября 2004 по 9 октября 2005гг.

Вы участвовали в обнаружении места проезда автомашины с боевиками?

Болиев: Именно по этому делу я не  выезжал, я выезжал на место нахождения лагеря боевиков по обвинению руководства Малгобекского РОВД.

Было ли установлено вашей группой место проезда грузовой автомашины? Место проезда было установлено. Туда выезжал следователь, и вопросы эти адресуйте ему. Я в этом участия не  принимал.

Было ли установлено что 1 сентября намечался проезд Президента РСО-А из Владикавказа в  КБР?

Болиев: Это известно со слов работников ГИБДД. Было сказано, что их поставили на сопровождение.

Вы это знаете со слов сотрудников ГИБДД?

Болиев: Я сам непосредственно этим вопросом не занимался,  у нас были определенные направления. Этим занимался Солженицын.

Было ли известно следственной группе, что 31 августа был задержан на территории ЧР боевик, который сообщал о готовящемся захвате школы в Беслане 1сентября?

Болиев: Да, была такая информация. В ходе следствия было установлено. Я слышал об этом.

Проверялась ли вашей группой достоверность этой информации и причины ее, почему она не была передана руководству Республики или в ЮФО?

Болиев: Я этим не занимался. Не могу ответить.

Вопросы  Поняковой.

Как далеко расположен кабинет, где велся допрос и кабинет начальника РОВД?

Болиев: Мы допрашивали в кабинете начальника участковых и практически напротив. Принтер стоял только у начальника. В приемной начальника.

Вопрос к Караеву. Где находится кабинет участковых  и начальника РОВД?

В разных концах на втором этаже.

Вы выходили со следователем, когда он выходил распечатывать протокол вашего допроса?

Нет, я оставался в кабинете участковых.

Пока вопросов нет.

Багаев. Вы с материалами дела знакомились?

Да, я не первый год работаю.

Почем у вас включили в состав следственной группы?

Был вызов соответствующим письмом, руководству прокурору КБР, чтобы прислали следователя опытного.

Вас одного отправили?
да.

Понякова к Караеву. Во время вашего допроса, кто либо еще присутствовал  в кабинете?

Кто – то был, я не помню, там было два стола, меня допрашивал ближе к дверям,  возле окна там еще кто то был возле стола, может, допрашивал, не помню.

Кесаева к Караеву. Следователь Болиев  вам задавал вопросы в произвольной форме или они у него были заготовлены?

В произвольной.

Спрашивал ли он про ваши действия1-3 сентября?

Да.

Задавал ли вам вопросы о танках?

Судья я снимаю ваш вопрос. Все что задавал следователь записано в протоколах.

На предварительном следствии вас кроме Болиева кто – то еще допрашивал?

Нет. В Верховном суде еще был. Еще из Москвы депутат приезжал, тоже насчет танков.

Болиев скажите, кто составлял список вопросов?

Его никто не составлял, мы с группой обсудили, какие вопросы подлежат выяснению.

Какие вы считали основными?

Это отражено в протоколах.

4 октября вы работали уже по данному уголовному делу?

Я прибыл 4 октября и с 5 начал.

По делу 20/852 уже было выделено?

Да.

Вы можете назвать фамилию начальника следственной группы?

Курбанов.

Он утверждал ваши вопросы?

Естественно, мы все обсуждали с руководителем.

Советовал ли он вам путем допроса свидетелей доказательства вины данных обвиняемых? Судья. Я  снимаю ваш вопрос. Это задача следствия.

Это важный вопрос. Почему вопросы задавались  в узком направлении и не спрашивали пор события 1-3 сентября?

Вы были самостоятельны?

Конечно

Почему вы тогда не спрашивали про танки?

Я уже отвечал. Мы рассматривали действия начальства РОВД. Применение танков не входило в их обязанности. Мы давали юридическую оценку действиям начальства РОВД.

Начальник следственной группы курировал дело по бесланскому теракту?

По нашему делу был Курбанов. По другому делу Криворотов.

Вы друг с другом не совмещали действия, не советовались?

Наше дело выделено из того дела. Если какая то информация нас интересовала, мы ее запрашивали. Мы не входили в группы друг друга.

Были следователи, которые приехали раньше вас?

Да, были.

Они задавали такие же вопросы, как и вы?

Вы ознакомьтесь с делом.

Я частично знакома.

Основные вопросы задавались одинаково, про расчет, действия, меры и т.д. эти вопросы задавались всем.

Значит, список вопросов до 4 октября был сформирован?

Судья. Я  снимаю ваш вопрос.

Караев, вас какой либо следователь допрашивал?

Нет.

Бзарова. Вы кроме заложников еще кого - либо допрашивали?

Потерпевших.

Вы заложникам прижизненные фотографии показывали?

Лично я не  показывал.

А о чем вы спрашивали заложников?

Опознание по фотографиям боевиков, это производилось по основному делу, находившееся в производстве Криворотова. Дело было возбуждено. Я работал только по этому делу.

Кесаева: Потерпевших допрашивали несколько следователей?

Их допрашивали по делу теракта и по делу милиционеров. Мы их допрашивали уже после того, каких допросили и признали потерпевшими, провели экспертизы, ознакомили. С их слов составлялись фотороботы, с фотографиями. Эти мероприятия уже были выполнены, когда я уже  приехал. По основному делу.

Кто вам сказал, что составлялись фотороботы?

Вам же судья сказал, в материалах имеются.

Чтобы вызнали, ничего этого не имеется.

Мы выясняли совсем другие вопросы.

Вы выдавали постановления о признании потерпевшими?

Да.

Значит, первый следователь, который признавал потерпевшими, были вы?

Нет, до нас уже признавал потерпевшими и выданы копи постановлений. Мы по своему делу признавали потерпевшими. По  делу 20/ 852.

Назовите хоть одного потерпевшего за номером 20/ 852. Я  не знакома, такого не было.

 Как не было?

Нам на руки не выдавали.

При ознакомлении была возможность снять ксерокопии с дела.

Вопросы Айдарова . Почему в протоколе допроса Караева не указано, что ему предоставлялся на обозрение расчет сил и средств?

Предоставлялся на обозрение расчет сил и средств всем, просто не указано.

То, что Караев 1 сентября до начала линейки визуальный осмотр не проводил, это было мной доказано путем допроса Тахохова, об этом то же не сказано.

Мы доказывали другим способом, допрашивая. Он сам сказал, что не проводил.

Почему на предварительном следствии неотраженно?

Значит, вопрос задавался в другой форме.

Караев, вам предоставлялся расчет?

Нет.

Предоставлялся на обозрение расчет сил и средств всем на допросе. Без него даже не допрашивали.

Кесаева. Прошу заметить, что следователь на ходу сочиняет и говорит, то чего не знает?

Чего именно?

Хотя бы насчет постановления потерпевших.

Лично я выдавал копии тем, кого допрашивал.

Судья к Джимиевой. Вы говорили, что вам присылали из РОВД документ до 1 сентября?

 

Да, был документ, но сейчас я его не нахожу. Меня многие допрашивали, возможно, у кого - то из них остался. Этот документ позже пришел.

Судья: обозревается документ. Правобережный РОВД, исходящий 38/52 от 11 сентября 2004 г.Уважаемая Лариса Борисовна в связи с терактами просим организовать с родительскими комитетами и сотрудниками милиции дежурство, привлечь к данной работе преподавательский состав. График дежурств направить в  Правобережный РОВД.

С уважением, начальник РОВД, полковник МВД Айдаров.

 

У нас есть папка  по теракту, ее завели после 1 сентября 2004 г.

 

Мнение потерпевших и защиты приобщить к материалам уголовного дела. Суд постановляет приобщить.

 

Прокуратура обеспечила явку прокурора КЧР Кетокова Мурата, просит допросить в качестве дополнительного свидетеля по просьбе потерпевшей Гадиевой.

На 1 сентября 2004 г. работал в этой же должности.

Неприязненных отношений нет. Среди потерпевших родственников нет. Просят допросить в отсутствии сотрудников РОВД Муртазова и Уртаева.

Адвокат Климова возражает против такой методики допроса.

 

Суд переносит допрос свидетеля Кетокова и объявляет перерыв.