Стенограмма заседания Совета
Федерации от 22 декабря 2006 г.
Обсуждение Постановления о
принятии доклада Парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане и о
прекращении деятельности комиссии
Председательствующий Миронов С.М.: Уважаемые коллеги, приступаем к третьему вопросу повестки дня — о докладе Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия — Алания 1–3 сентября 2004 года. Прежде чем я приглашу на трибуну председателя парламентской комиссии Александра Порфирьевича Торшина, я хотел бы, коллеги, согласовать порядок работы по этому вопросу.
Я предлагаю следующий порядок: 30 минут дать для доклада и 30 минут дать для ответов на вопросы. По возможности, по желанию и по обстановке посмотрим... Но если мы уложимся в этот час и обойдемся без прений – было бы нормально, но это уже как пойдет.
В целом я предлагаю отвести на рассмотрение этого вопроса один час. Нет возражений, уважаемые коллеги? Один час, не больше часа. Я думаю, что у нас меньше не получится.
Уважаемые коллеги, я приглашаю на трибуну заместителя Председателя Совета Федерации, председателя Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия – Алания 1–3 сентября 2004 года Торшина Александра Порфирьевича. Пожалуйста, Александр Порфирьевич.
Торшин А.П., заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от Правительства Республики Марий Эл.
Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые коллеги! Позвольте мне представить вашему вниманию доклад Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане 1–3 сентября 2004 года. Доклад комиссии 21 декабря 2006 года направлен Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, Председателю Совета Федерации Сергею Михайловичу Миронову и Председателю Государственной Думы Борису Вячеславовичу Грызлову.
В своем выступлении я остановлюсь на главных, принципиальных моментах этого документа.
В современной российской истории никогда еще не было терактов, сравнимых по жестокости и масштабам с трагедией в Беслане. Из 1128 захваченных террористами заложников в ходе контртеррористической операции было спасено 811 человек, из которых 547 – дети. К глубокому сожалению, 317 заложников погибли от рук террористов, еще двоих жителей Беслана бандиты убили в момент захвата. При освобождении школы отдали жизни десять бойцов спецназа ФСБ и двое сотрудников МЧС.
Мы скорбим вместе с родными и близкими погибших. Прошу почтить их память минутой молчания. (Все встают. Минута молчания.)
Председательствующий. Коллеги, прошу садиться.
Торшин А.П. Я должен особо отметить, что справедливое возмездие настигло всех организаторов и участников теракта в Беслане. Ликвидированы одиозные главари террористического подполья, спланировавшие эту акцию: Масхадов, Басаев, Абу-Дзейт и Хашиев, уничтожен 31 террорист, захвативший школу, остался в живых один – Кулаев, он приговорен к пожизненному заключению.
Невиданная жестокость террористов и масштабы трагедии определили необходимость сформировать для расследования причин и обстоятельств теракта парламентскую комиссию, которая была создана по инициативе Председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова 21 сентября 2004 года. В ее состав вошли представители Совета Федерации и Государственной Думы. Комиссия приступила к работе сразу же после ее создания в сентябре 2004 года и завершила свое расследование в декабре 2006 года.
Сегодня я представляю вам доклад комиссии – результат нашей более чем двухлетней работы. Нам были предоставлены самые широкие полномочия. Комиссия могла запрашивать и получать информацию от государственных органов и должностных лиц, приглашать на свои заседания представителей государственной власти, мы получили доступ ко всем материалам официального следствия, результатам следственных экспериментов и экспертиз. На вопросы комиссии отвечали и дали необходимые разъяснения Председатель и члены Правительства, руководители Генеральной прокуратуры, правоохранительных органов и спецслужб, руководство Республики Северная Осетия – Алания и Республики Ингушетия.
Комиссия опросила Председателя Правительства Российской Федерации Фрадкова, заместителя Председателя Правительства Жукова, директора Федеральной службы безопасности Патрушева, Министра внутренних дел Нургалиева, Секретаря Совета Безопасности Иванова, полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе Яковлева, Министра здравоохранения и социального развития Зурабова.
Комиссия также опросила первого заместителя директора ФСБ Проничева, заместителя директора ФСБ Анисимова, начальника Центра специального назначения ФСБ Тихонова, начальника Управления ФСБ по Республике Северная Осетия – Алания Андреева, первого заместителя руководителя Республиканской антитеррористической комиссии Республики Северная Осетия – Алания Цыбаня, министра внутренних дел Республики Северная Осетия – Алания Дзантиева, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первого заместителя Министра обороны Балуевского, командующего 58-й армией Соболева, а также заместителей Генерального прокурора Колесникова, Фридинского, Шепеля, Сыдорука, руководителя следственной группы Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ткачева, следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Солженицына, начальника Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России ("Центроспас") Мингалеева, министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Северная Осетия – Алания Дзгоева, Президента Республики Ингушетия Зязикова, Президента Республики Северная Осетия – Алания Дзасохова, председателя Парламента Мамсурова, заместителя председателя Парламента Кесаева, председателя Комитета по делам воинов-интернационалистов Аушева, президента ОАО "Нефтяная компания "Русснефть" Гуцериева, директора московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Рошаля и других. Хочу особо подчеркнуть, что случаев отказа от явки на заседания комиссии не было.
Комиссия неоднократно выезжала в город Беслан, Республику Ингушетия, Чеченскую Республику и в Ростов-на-Дону. В ходе работы на местах были опрошены более 1000 участников и очевидцев трагедии.
Жителям Беслана парламентская комиссия оказывала практическую помощь. Именно по ее инициативе активизирована подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о финансировании социально-экономического развития города Беслана и оказании помощи гражданам, пострадавшим в результате террористического акта. По просьбе родных и близких погибших комиссия добилась проведения повторных медицинских экспертиз для бесспорной идентификации жертв теракта.
В ходе расследования нами изучено более 200 томов уголовных дел и следственных материалов, просмотрено сотни часов видеозаписей. С 11 сентября 2004 года в Москве и Беслане работала телефонная "горячая линия", по которой в адрес комиссии поступило более 1,5 тысяч звонков от граждан. Общий объем рабочих материалов комиссии превышает 60 тысяч страниц.
За время работы проведено 40 брифингов с участием представителей российской и иностранной прессы. Более 3 тысяч материалов, посвященных деятельности комиссии, опубликовано только российскими СМИ.
В своем расследовании при подготовке выводов и рекомендаций комиссия опиралась не только на показания бывших заложников, которые зачастую носят противоречивый характер, для выяснения обстоятельств и причин трагедии активно использовались результаты многочисленных экспертиз, следственных экспериментов и другие материалы.
Парламентская комиссия благодарит всех, кто помогал расследованию. Без их помощи было бы невозможно воссоздать объективную картину трагических событий в Беслане 1–3 сентября 2004 года.
Уважаемые коллеги! Парламентская комиссия, основываясь на показаниях свидетелей, документах и видеоматериалах, установила, что акция по захвату заложников 1–3 сентября 2004 года была тщательно спланирована главарями террористического подполья и готовилась задолго до ее осуществления. Организаторами террористического акта в Беслане были Масхадов, Басаев, Абу-Дзейт и Хашиев. Непосредственным исполнением теракта руководил Хучбаров (позывной – "Полковник").
Захват школы изначально планировался как теракт-самоубийство, я бы хотел это подчеркнуть, это не простой теракт. Это подтверждают многочисленные данные. В распоряжении комиссии имеется видеозапись беседы Абу-Дзейта с Хучбаровым в лагере террористов. Во время инструктажа Абу-Дзейт задает ему прямой вопрос: "Ты скоро предстанешь перед Аллахом, готов ли ты?" И получает категоричный ответ: "Готов!"
Готовность главаря подтверждают и рядовые участники банды. Террористы неоднократно говорили заложникам, что они пришли убивать и умереть сами. В ходе суда над Кулаевым это подтвердили свидетели. Приведу лишь некоторые из их показаний.
Заложница Дзапарова, цитирую: "Боевики говорили, что здесь для вас "Норд-Оста" не будет, все должны умереть вместе с нами". Заложница Гуриева: "Дети пытались общаться с боевиками. Они быстро узнали, кого как зовут и обращались: "Дядя Али, можно воды попить?". Он к ним развернулся и сказал: "Я не дядя, я бандит и пришел тебя убивать".
В августе 2004 года была сформирована группа террористов в составе 34 человек. Два боевика остались в лагере для связи. Коллеги, буквально вчера личность одного из них была установлена. Это личный телохранитель Басаева Юнус Мациев по кличке "Абу-Радий". Он объявлен в розыск, в ближайшее время ему будет заочно предъявлено обвинение.
Объектом нападения террористы определили школу № 1 в городе Беслане Республики Северная Осетия – Алания. Дата акции – 1 сентября, День знаний.
С 25 по 31 августа 2004 года Хучбаров собирает участников банды в лесу у села Пседах Малгобекского района Ингушетии. На вооружении у террористов самодельные взрывные устройства, начиненные поражающими элементами и зажигательными смесями, выпрыгивающие противопехотные мины кругового поражения, реактивные гранатометы, ручные гранаты и стрелковое оружие, в том числе оснащенное подствольными гранатометами. Две участницы банды, Габурова и Натаева, носят так называемые пояса смертниц. Бандиты тренировались и готовились к теракту шесть дней.
1 сентября в 9 часов 5 минут террористы внезапно въезжают во двор школы № 1 города Беслана. Они прибывают на двух автомобилях – ГАЗ-66 и ВАЗ-2107, захваченных на трассе Моздок – Хурикау вместе с водителем, участковым инспектором Гуражевым. Комиссия установила, что школа в момент нападения террористов практически не охранялась. Стреляя из автоматического оружия, боевики окружают собравшихся во дворе людей, оттесняют их к стенам спортзала и окнам коридора, которые выходят на школьный двор, загоняют людей в здание школы. При захвате Хучбаров демонстративно расстреливает двух жителей Беслана – Гаппоева и Фраева. Всех заложников заставляют идти в спортивный зал школы.
Четкость действий бандитов указывает на отработанный сценарий. Террористы имеют при себе даже противогазы. Бандиты заставляют заложников вскрывать полы на 1-м этаже школы и выбивать оконные стекла – так они устраняют возможность штурма из подвальных помещений и применения газов.
9 часов 25 минут. Заложники находятся в спортивном зале. Люди сидят с поднятыми вверх руками вплотную друг к другу. Многие теряют сознание. На глазах у детей расстрелян житель Беслана Бетрозов. Тело за ноги тащат через весь зал. Вскоре убит еще один заложник, Худалов. Террористы баррикадируют окна и входы в спортзал, живым щитом служат дети. Заложникам приказывают помогать минировать зал. По всему залу развешивают взрывные устройства.
9.35–9.40. Информация о захвате поступает в МВД Республики Северная Осетия – Алания. В город направлен спецназ ФСБ, подразделения 58-й армии. В 10.30 в Беслан прибывают Президент Республики Северная Осетия – Алания Дзасохов, председатель Парламента Мамсуров, начальник республиканского управления ФСБ России Андреев, командующий 58-й армией Соболев, представители Федеральной службы охраны Российской Федерации и внутренних войск МВД России.
Узнав о теракте, Президент России Владимир Владимирович Путин срочно вылетает в Москву. Президент Республики Северная Осетия – Алания Дзасохов докладывает ему об оперативной обстановке. Глава государства требует принять все возможные меры для сохранения жизни заложников и их освобождения мирным путем.
Прибыв в Москву, в аэропорту "Внуково-2" Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин проводит экстренное совещание с участием Генерального прокурора Устинова, Министра внутренних дел Нургалиева, директора ФСБ России Патрушева. После докладов Нургалиева и Патрушева о ситуации в Беслане Президент Российской Федерации возлагает руководство контртеррористической операцией по освобождению заложников на ФСБ России.
В 11 часов оперативный штаб пытается связаться с террористами. Офицер ФСБ Зангионов и муфтий Республики Северная Осетия – Алания с белым флагом идут к школе. Террористы обстреливают их и вынуждают вернуться.
Позже боевики передают записку, в которой требуют для переговоров с ними Президента Республики Северная Осетия – Алания Дзасохова, Президента Республики Ингушетия Зязикова и детского врача Рошаля. Телефонный номер в записке указан неверно, поэтому сразу установить связь с террористами не удается.
Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что оперативный штаб сделал основным направлением своей работы организацию и ведение переговоров с террористами, выполняя указание Президента Российской Федерации. Однако террористы выдвинули требования только на второй день (в записке якобы от имени Басаева). При этом бандиты выдвигали заведомо невыполнимые политические требования.
Чтобы спасти заложников, в первую очередь детей, штаб предлагает террористам разные варианты: например, обменять одних заложников на других, обеспечить безопасный выезд с крупной суммой денег, освободить из тюрем сообщников. Штаб предлагает привлечь к переговорам старейшин Чеченской Республики и Республики Ингушетия, арабские телеканалы "Аль-Алям" и "Аль-Джазира", но от общения с ними террористы отказываются. Бандиты не принимают для заложников еду, воду и медикаменты. Они цинично заявляют, что из солидарности с ними заложники добровольно объявили сухую голодовку.
Оперативный штаб пытается связаться с Масхадовым. К переговорам с его представителем Закаевым привлекаются Аушев и Дзасохов, на связь с Закаевым выходит известная журналистка Анна Политковская. Я бы хотел остановиться подробнее на этом вопросе. Он активно используется для разного рода спекуляций. Наиболее радикальная версия – что якобы Масхадов готов был 3 сентября прибыть в Беслан для переговоров с террористами. На самом деле факты свидетельствуют о прямо противоположном. Закаев обещает оперативному штабу связаться с Масхадовым. Однако, по данным радиоперехвата, он, наоборот, делает все возможное для срыва переговоров. Вот фрагмент телефонной беседы Закаева с неким Билалом. Билал настаивает на том, чтобы Закаев поговорил с Масхадовым по поводу захвата школы. Масхадов в этом разговоре фигурирует под позывным "Отец". Я цитирую ответ Закаева дословно: "Отца" не связывай со мной ни в коем случае, можно с близким ему человеком. "Отец" пока ни в ту, ни в другую сторону не должен говорить". В результате, несмотря на неоднократные попытки переговорщиков, установить с Масхадовым связь так и не удалось, а сам он на связь не вышел.
На протяжении трех дней оперативный штаб пытался путем переговоров освободить заложников. Все это время дети и взрослые остаются в школе без воды и пищи, их подвергают побоям и издевательствам. Приведу лишь несколько показаний. Заложница Бероева, цитирую: "Я отправила своих детей в школу. Моя дочь и двое внуков-близнецов... На второй день мои мальчики вышли в туалет, и Ходов, увидев их, говорит: "Эти двое одинаковых что здесь делают? Надо одного убить".
Спустя некоторое время террористы выходят на связь с оперативным штабом и сообщают, что расстреляли 10, взорвали 20 заложников и в 17 часов выбросили тела убитых из окна школы.
2 сентября 2004 года оперативный штаб добивается согласия террористов на переговоры с Аушевым. В школе террористы показывают ему из окна кабинета на 2-м этаже тела убитых мужчин-заложников. Хучбаров передает Аушеву записку якобы от имени Басаева. Боевики требуют вывода Объединенной группировки войск из Чеченской Республики и признания независимости Ичкерии. В случае выполнения этого требования террористы обещают 10 лет перемирия и цинично предлагают взять на себя ответственность за взрывы жилых домов в городе Москве в 1999 году.
Бандиты отпускают вместе с Аушевым 26 заложников – матерей с детьми в возрасте до двух лет, которые мешают бандитам своим непрерывным плачем, и предварительно разрешают забрать тела убитых заложников. Весь остаток дня террористы ведут беспорядочный огонь из автоматического оружия и подствольных гранатометов по людям и домам вокруг школы.
3 сентября состояние заложников в спортивном зале доходит до критического предела. Террористы по-прежнему не дают им воды и еды, нагнетают напряженность и оказывают психологическое давление. Вот свидетельские показания бывших заложников. Заложница Томаева, цитирую: "3 сентября люди уже обезумели. Я желала, чтобы быстрее все закончилось. Я хотела, чтобы мы взорвались. На третьи сутки дети не выдерживали уже ничего, и если бы не взрыв, то они сами бы уже побежали, не глядя ни на что".
Заложница Кокаева: "3 сентября люди уже изнемогли до такой степени, что не контролировали себя. Была нервозная обстановка. Мой сын смотрит на бомбу и говорит: "Да взорвись же ты уже наконец!"
В 11 часов террористы подтверждают согласие на эвакуацию тел убитых. Оперативный штаб начинает готовить группу сотрудников МЧС для их вывоза. Детали эвакуации согласуются с террористами. 3 сентября, в 13.03–13.05, когда сотрудники МЧС грузят тело расстрелянного заложника в машину, в спортзале школы № 1 звучат два взрыва. В ходе рассмотрения уголовного дела в отношении террориста Кулаева установлено, что один из членов банды, действуя в соответствии с ранее разработанным планом, привел в действие установленные в спортивном зале средней школы № 1 самодельные взрывные устройства. Это ключевой эпизод, который оспаривается теми, кто пытается обвинить федеральные власти в попытке штурма и перекладывает на них ответственность за взрыв.
Однако комиссия, опираясь на многочисленные экспертизы и свидетельства, официально установила, что причина взрыва – действия террористов. Это подтверждают и показания заложников. Приведу лишь некоторые из них. Заложник Гутиев, цитирую: "Первый взрыв произвели боевики. На мою голову обрушился горящий хлам, на мне стало все гореть". Заложница Томаева: "Взорвались самодельные устройства. После взрыва была гробовая тишина. Потом крик. Те, кто был под окнами, стали выпрыгивать". Заложница Митдзиева: "На третий день, во сколько, не знаю, никто не был готов, что сейчас взорвется бомба. Эта бомба взорвалась. Такая оглушительная была бомба, звук был сильный. Меня шатало".
Несмотря на большое количество свидетельских показаний о том, что взрыв произвели боевики, имеется несколько противоположных показаний заложников. Вероятно, противоречивость этих свидетельств объясняется тяжелым, почти полуобморочным физическим состоянием людей, находящихся в то время в зале.
Сразу после взрывов оперативный штаб по телефону связывается с террористами. Те отвечают: "Мы пришли сюда умереть, и нам больше ничего не надо". Находящиеся в сознании заложники начинают выбегать из школы. Им в спину стреляют террористы. Стоящие за оцеплением гражданские лица, вооруженные гладкоствольным и нарезным огнестрельным оружием, сразу же открывают хаотичную стрельбу в сторону школы. Выбегающие заложники оказываются под шквальным перекрестным огнем.
По оценке свидетеля Гаглоева, я цитирую, "масса оружия была на руках у населения. Пальба была, как на Новый год. С нами было двое гражданских. У одного был "Вепрь", ружье с оптическим прицелом. Вот они палили из предбанника там по столовой".
В спортзале боевики добивают раненых заложников. Тех, кто может передвигаться, заставляют идти в столовую школы. Бандитам нужен живой щит.
По словам заложника Урманова, "боевики ходили по залу и добивали людей, тех, кто не мог встать. Боевики заставляли идти тех, кто остался жив, в столовую. Я приказал дочке лежать, не шевелиться. До нас боевики не дошли, и это нас спасло".
Заложница Калоева показала: "Террорист на моих глазах застрелил мальчика, ученика третьего-четвертого класса. Я испугалась и приказала своим детям лечь. Сама я легла на них. Мы пролежали минут 30, потом зашел Ходов и стал нас бить ногой в спины, заставлял встать и идти в столовую".
В 13.10 руководитель оперативного штаба Андреев отдает приказ о проведении операции по спасению заложников и нейтрализации террористов. Снайперы открывают прицельный огонь на поражение огневых точек террористов, прикрывая эвакуацию заложников.
В 13.30 бойцы ЦСН России входят в школу. Группа разминирования во главе с начальником инженерных войск 58-й армии начинает разминировать самодельные взрывные устройства под огнем террористов.
Из столовой школы группа террористов ведет по спортзалу, по спасателям и заложникам интенсивный пулеметно-автоматный огонь, применяет ручные гранаты, ручные подствольные гранатометы. Бандиты используют женщин и детей в качестве живого щита.
Привожу дословно показания. Свидетель Зангиев: "Я в оптический прицел увидел молодую девушку в черной кофточке с занавеской в руках, как ее толкали, мол, давай, маши в окно. И прямо из-под нее торчал ствол автомата. Подталкивают ее и стреляют".
Заложница Кудзиева: "Нас всех посадили на пол, давали воды и тут же заставляли, чтобы ставили детей на окна. Потом поставили на окна женщин и заставляли их махать занавесками, кричать, что здесь дети, чтобы сюда не стреляли. У боевиков была возможность прицельно стрелять, там было оружие, которое они клали на плечо и стреляли. Взрыв от этого оружия был сильный. Все дрожало".
Заложники, находившиеся в этот момент в столовой, слышат мощные взрывы. Некоторые уверены, что по ним стреляют танки. Об этом я бы хотел тоже рассказать подробнее.
Стрельба из танков по школе 3 сентября днем преподносится некоторыми как очевидный факт. В качестве доказательства приводятся показания свидетелей. При этом всего в ходе судебного процесса над Кулаевым дали показания 288 человек – 287 свидетелей и потерпевших и сам Кулаев, но только восемь из них утверждают, что сами видели, как танки стреляли днем 3 сентября. При этом показания этих восьми прямо противоречат друг другу.
Достоверность всех этих показаний вызывает серьезные сомнения. В частности, одна из потерпевших на вопрос судьи "Почему Вы решили, что в столовую стреляли из танков?" отвечает: "Я видела, как летели снаряды". Другой дает такие показания: "Я лежал в больнице, но знаю, что по школе стрелял танк".
Парламентская комиссия не нашла убедительных подтверждений заявлениям о том, что танки стреляли по школе днем 3 сентября 2004 года, когда в здании оставались живые заложники. В ходе расследования комиссия пришла к выводу, что танк Т-72 (бортовой номер 325) произвел по зданию школы семь выстрелов из башенного оружия после 9 часов вечера.
В 15.00 начальник ЦСН Тихонов отдает приказ о входе в здание школы основной группы бойцов для освобождения оставшихся заложников и уничтожения террористов. По наблюдениям и расчетам ЦСН ФСБ России, в здании еще находится около 200 заложников. Определен порядок ведения огня внутри помещений, если в них находятся заложники, – только одиночными и только на поражение террористов.
Спасая и закрывая собой заложников, офицеры "Альфы" и "Вымпела" вынуждены были пренебрегать законами специальной тактики. Именно поэтому в Беслане погибли десять бойцов спецподразделений.
Вечная память бойцам спецподразделений, которые отдали жизнь, спасая заложников! Первым из них был убит, прикрывая огнем убегавших заложников, подполковник Дмитрий Разумовский. Спасая двоих спрятавшихся от бандитов детей, в бою с пулеметным расчетом боевиков смертельно ранен майор Роман Катасонов. Останавливая боевиков, пытавшихся прорваться по лестнице на 2-й этаж, получил осколочное ранение прапорщик Денис Пудовкин. Несмотря на рану, он продолжал спасать заложников и погиб, закрыв своим телом женщину с ребенком. Освобождая заложников, в актовом зале убит подполковник Олег Ильин. В столовой убит лейтенант Андрей Туркин. Спасая детей, он накрыл собой брошенную боевиком гранату. Выводя заложников под пулеметным огнем, погиб прапорщик Олег Лоськов. В ближнем бою с бандитами погиб майор Вячеслав Маляров. Майор Андрей Велько получил смертельное ранение, прикрывая своих товарищей. Умер по дороге в госпиталь тяжело раненный майор Михаил Кузнецов, спасший более 20 заложников. Майор Александр Перов получил смертельное осколочное ранение, закрыв собой от разрыва гранаты троих заложников.
К 6 часам вечера установлено, что в местах скопления боевиков заложников нет. Это подтверждается показаниями свидетеля Акулова: "Я не помню, сколько детей вынес, очень много было. Пострадавших не было уже на тот момент (около 17–18 часов) в районе столовой. Там уже никого не было, всех оттуда вытащили".
После 6 часов вечера начальник ЦСН ФСБ Тихонов дает команду на поражение огневых точек террористов из реактивных пехотных огнеметов в термобарическом снаряжении. Тем не менее террористы продолжают оказывать ожесточенное сопротивление.
В 21.00 по указанию офицера ЦСН ФСБ танк Т-72 выдвигается к столовой школы. Произведено пять выстрелов осколочно-фугасными снарядами по трем крайним окнам правого края столовой. В результате выстрелов обрушилась часть стены. Затем танк, по указанию офицера ЦСН ФСБ, перемещается за угол к стене столовой, выходящей на железнодорожное полотно, и производит еще два выстрела осколочно-фугасными снарядами по трем крайним окнам 1-го этажа. Остававшиеся в живых террористы уничтожены. Здание передано под контроль подразделений 58-й армии.
В ночь на 4 сентября в Беслан прибывает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Он сразу же едет в районную больницу, где находятся жертвы террористов, и посещает несколько отделений. В здании администрации Правобережного района Президент Российской Федерации проводит экстренное совещание с участием Шойгу, Дзасохова, Проничева, Андреева, Панькова, Соболева, Фридинского, Дзантиева. Вернувшись в Москву, Президент Российской Федерации выступает с обращением к народу страны, в котором дает оценку событиям и определяет основные приоритеты в противодействии терроризму.
Уважаемые коллеги! Члены комиссии изучили и проанализировали деятельность государственных структур, министерств и ведомств, имеющих отношение к бесланской трагедии. Комиссия не стремилась назначить виновных из числа конкретных должностных лиц, это прерогатива следственных органов. Однако нам важно было проанализировать действия государственных органов как непосредственно в ходе теракта, так и до начала событий. Парламентская комиссия стремилась определить меры, которые позволили бы избежать повторения подобной трагедии в будущем.
На сегодняшний день ни в одной стране мира не разработано четкой системы спасения заложников из рук террористов-самоубийц. После того как захват осуществлен, избежать потерь среди заложников практически невозможно.
К сожалению, захват школы в Беслане предотвратить не удалось. Комиссия выявила ряд серьезных проблем и недоработок, имевших место на момент совершения теракта в Беслане.
Первое. У органов безопасности и других правоохранительных органов отсутствовала информация о готовящемся теракте в школе № 1 города Беслана. Это обусловлено прежде всего слабостью агентурно-оперативных позиций в близком окружении лидеров бандформирований и непосредственных исполнителей их преступных замыслов. Боевики Хучбарова провели в окрестностях села Пседах Малгобекского района Республики Ингушетия почти неделю. Мы были в этом лагере, мы все это видели. С оружием в руках они открыто перемещались по территории населенного пункта, однако ни спецслужбы, ни правоохранительные органы их так и не обнаружили.
Второе. Осуществление теракта стало возможным из-за отсутствия должного контроля в выполнении на местах требований МВД России. Мероприятия по охране общественного порядка и безопасности граждан в День знаний 1 сентября 2004 года были организованы чисто формально. По данным комиссии, на торжественной линейке у бесланской школы № 1 не было ни одного вооруженного милиционера. Наряд дорожно-патрульной службы Управления ГИБДД МВД Республики Северная Осетия – Алания, который должен был дежурить у школы, в момент захвата просто отсутствовал.
Особое внимание парламентская комиссия обратила на организацию работы МВД Республики Северная Осетия – Алания. 31 августа 2004 года в 18.00 из Министерства внутренних дел Российской Федерации во все территориальные органы внутренних дел Южного федерального округа были направлены телеграммы с требованием принять экстренные меры по антитеррористической защите учебных заведений в День знаний, в частности обеспечить усиленную охрану школ. Согласно записи в журнале в МВД Республики Северная Осетия – Алания телеграмма получена и зарегистрирована, обращаю внимание, в 21.00. Между тем к исполнению телеграмму с резолюцией министра внутренних дел Республики Северная Осетия – Алания Дзантиева его заместитель получил только 1 сентября в 9 часов 15 минут, а в это время в Беслане бандиты уже приступили к захвату школы.
Как пример я бы хотел привести действия ГУВД Краснодарского края и Волгоградской области. Там телеграмму получили даже позже, в ночь на 1 сентября, однако на момент торжественных линеек в этих регионах были приняты все предписанные меры безопасности.
У руководства МВД Республики Северная Осетия – Алания было 12 часов для того, чтобы усилить охрану школ и привести в боевую готовность личный состав, но оно не использовало такой возможности. Кроме того, МВД Республики Северная Осетия – Алания и МВД Республики Ингушетия не обеспечили совместных действий по обеспечению охраны общественного порядка.
Третье. Некоторые из боевиков, захвативших школу, ранее привлекались к уголовной ответственности, в том числе по статье "Терроризм и участие в незаконных вооруженных формированиях". Однако в силу различных обстоятельств бандиты были отпущены на свободу. Так, за два месяца до событий в Беслане участник захвата Шебиханов получил оправдательный вердикт присяжных заседателей Верховного Суда Ингушетии, несмотря на доказательства его участия в другом теракте. По представлению Генеральной прокуратуры этот приговор был отменен, но только в ноябре 2004 года, спустя два месяца после уничтожения боевика.
Эти обстоятельства позволили банде Хучбарова беспрепятственно подготовиться, пересечь административную границу и без всякого сопротивления приблизительно за 20 минут захватить в заложники более тысячи детей и взрослых 1 сентября 2004 года.
После захвата школы в ходе контртеррористической операции федеральные органы государственной власти, включая ФСБ, МВД, Министерство обороны, МЧС, Минздравсоцразвития России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления действовали адекватно сложившейся ситуации и не вышли за пределы штатных предписаний и полномочий.
Оперативный штаб сосредоточил основные усилия на переговорах с бандитами для освобождения и спасения максимально возможного количества людей. Оперативный штаб действовал с соблюдением требований федерального законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, существовавших на момент захвата. Это подтверждают материалы расследования. В обострившейся обстановке 3 сентября штаб принял меры, которые были необходимы для сохранения жизни и здоровья людей.
В то же время парламентское расследование выявило ряд серьезных проблем. Они касаются как профессиональной подготовки руководителей и участников контртеррористической операции, так и организации работы оперативного штаба. В его состав не были включены Президент Республики Северная Осетия – Алания Дзасохов, председатель Парламента Мамсуров, министр внутренних дел республики генерал-лейтенант Дзантиев и ряд других должностных лиц. Не была должным образом организована работа по информированию населения. Например, жителям Беслана и представителям СМИ долгое время сообщалось число заложников, явно не соответствующее действительности.
После теракта в Беслане система противодействия терроризму принципиально изменилась. Прежде всего этому способствовало принятие на федеральном уровне ряда нормативно-правовых актов. Так, в соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму", в разработке которого принимали активное участие члены комиссии, да и многие сидящие здесь в зале (они же за него и проголосовали), Указом Президента Российской Федерации "О мерах по противодействию терроризму" создан Национальный антитеррористической комитет.
Закон о противодействии терроризму четко определяет должностных лиц, ответственных за принятие решения о проведении контртеррористической операции. Предельно уточнена компетенция руководителя оперативного штаба по проведению операции и самого штаба, антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации, ГрОУ.
Кроме того, в докладе представлен разработанный комиссией пакет предложений и инициатив по дальнейшему совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму. Уроки Беслана учтены во всех сферах антитеррористической деятельности. Многое сделано для противодействия террористической угрозе как на Северном Кавказе, так и на территории России в целом. Осуществлены конструктивные изменения правового и организационно-управленческого характера.
Правоохранительные органы беспощадно борются с террористическим и бандитским подпольем. Только в первой половине 2006 года в Северо-Кавказском регионе ликвидировано более 100 главарей и активных членов бандформирований. Только в 2005 году раскрыто почти 65 процентов преступлений террористического характера. Это существенно превышает показатель 2004 года, составлявший всего 27,5 процента. Практически полностью уничтожена вся верхушка террористического подполья. Не осталось в живых почти ни кого из тех, кто, прикрываясь именем чеченского народа, под знаменем сепаратизма организовал на Северном Кавказе международную террористическую сеть. После ликвидации руководства террористическое движение на Северном Кавказе в значительной степени дезорганизовано и деморализовано. Тем не менее его деятельность по-прежнему должна находиться под пристальным вниманием силовых структур.
Религиозный и националистический экстремизм, напряженная социально-экономическая обстановка в Северо-Кавказском регионе, механизмы теневой экономики и коррупции в органах власти все еще поддерживают относительно благоприятные условия для развития терроризма. Устранение перечисленных факторов возможно только при системном подходе к противодействию террористической угрозе, подразумевающем незамедлительное принятие дополнительного комплекса мер правового, общественно-политического, административного, социально-экономического и силового характера. В связи с этим парламентская комиссия выработала ряд предложений, которые подробно представлены в соответствующих разделах доклада.
Уважаемые коллеги! Бесланская трагедия стала для России поворотным этапом в борьбе с международным терроризмом. С 1995 года до сентября 2004 года в России было совершено более 40 крупных террористических актов. Взрывы жилых домов, самолетов и поездов, захваты заложников были тогда повседневной реальностью.
Теракт в Беслане 1–3 сентября 2004 года мобилизовал те ресурсы Российского государства и общества, которые позволили в корне переломить ситуацию. После Беслана в России не совершено ни одного масштабного теракта против мирного населения.
В первые же дни после трагедии высшее политическое руководство страны официально признало: против России идет война, террористы открыто угрожают основам конституционного строя, правам и свободам российских граждан, целостности и независимости государства.
Нашу победу в этой войне определяют наличие эффективной стратегии, комплексных действий и консолидация государства и общества перед глобальной угрозой, бросившей вызов России на рубеже тысячелетий.
На этом я свой доклад заканчиваю. Спасибо за внимание. Могу ответить на любые вопросы.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, приступаем к вопросам.
Шудегов Виктор Евграфович, пожалуйста, Ваш вопрос.
Шудегов В.Е., председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в Совете Федерации от Правительства Удмуртской Республики.
Уважаемый Александр Порфирьевич, колоссальная работа проведена вашей комиссией и в целом Советом Федерации. Конечно, сейчас очень важно извлечь уроки на будущее, чтобы подобное больше никогда не повторилось. И в этой связи у меня такой вопрос: а какие внутренние и внешние факторы, которые способствовали совершению теракта, комиссия считает основными? Прямо по пунктам можно перечислить?
Торшин А.П. На основных факторах я останавливался в своем докладе, но это очень важный вопрос, поэтому, конечно, нужно повториться.
Во-первых, этим вопросам посвящена отдельная глава в нашем докладе, там все расписано. Прежде всего, мы столкнулись с международным терроризмом. Да, эти международные террористические организации (этому есть масса доказательств) вовсю орудуют на Северном Кавказе с целью дестабилизировать ситуацию в этом регионе. Но помимо этого фактора, конечно, больше внимания надо уделить факторам, которые существуют в России.
В середине 90-х годов практически был своего рода коллапс государственных структур, которые в принципе не знали, что делать в ситуации обострения террористической опасности. Получила распространение радикальная идеология в регионе, активизировалось бандподполье.
К сожалению, на тот момент у нас было несовершенное законодательство по противодействию терроризму. Не было действенной системы получения упреждающей информации, не было специально обученных кадров, адаптированных к действиям на Северном Кавказе. К сожалению, упустили работу с молодежью. Посмотрите в докладе список бандитов, которые напали на школу. Коллеги, это молодежь: 19, 20, 24 года. Самый старый там был "Однорукий" – 38 лет, Хучбаров ("Полковник") – 32 года. Это люди, которые сформировались в постсоветское время.
Вот эти факторы и еще целый ряд им сопутствующих, а может быть, и определяющих – нестабильная социально-экономическая ситуация, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, все это толкает людей пополнять ряды террористов. Еще раз скажу, что в докладе более подробно это расписано и предложен комплекс мер по исправлению этой ситуации.
Председательствующий. Пожалуйста, Васьков Анатолий Тихонович.
Васьков А.Т., заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от администрации Тульской области.
Уважаемый Александр Порфирьевич, я хотел бы уточнить один вопрос, если можно. Могли ли террористы в количестве 32 человек добраться из Ингушетии до Беслана на одной машине?
Торшин А.П. Очень интересный вопрос, который задают уже два с лишним года. И чем больше доказательств того, что могли, безусловно могли, тем больше почему-то возникает сомнений.
Проведено два официальных эксперимента и один неофициальный, по инициативе "Матерей Беслана". Сразу хочу сказать: почему-то все говорят про одну машину. Машин было две. Сначала они все ехали в ГАЗ-66. По дороге захватили Гуражева (это участковый инспектор), и трое из них пересели в машину Гуражева, то есть уже легче.
Но каждый раз, когда эти эксперименты проводились, в машину они спокойно помещались... Кто знает машину ГАЗ-66, понимает, что она не только вместительная, но еще и очень живучая и проходимая. Ехали они не в театр, не на гулянку, поэтому терпели духоту, тесноту и так далее. Кое-кто сидел друг у дружки на коленках. Но что поделать? Ехали на дело. Поэтому этот вопрос я считаю полностью закрытым. Да, действительно на двух машинах они и приехали.
Председательствующий. Пожитков Николай Федорович, пожалуйста, Ваш вопрос.
Пожитков Н.Ф., первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области.
Уважаемый Александр Порфирьевич, хочется поблагодарить Вас за доклад, который Вы сделали, и за ту огромную, титаническую, очень тяжелую работу вашей комиссии.
У меня есть такой вопрос: имеется ли у комиссии уверенность, полная или частичная, в том, что никому из террористов, которые участвовали в захвате школы в Беслане, не удалось скрыться?
Торшин А.П. Тоже очень интересный вопрос, он часто задается и часто служит предметом спекуляций. Комиссией установлено, что боевиков было 32, это по состоянию на сегодняшний день. Единственный человек, который видел всех 32 в сборе, – это Кулаев. Он так и показывает.
Я хочу выразить искреннюю признательность двум нашим сенаторам – сенатору Александрову, опытнейшему адвокату, и сенатору Федорову, опытнейшему следователю. Они его допрашивали (этого Кулаева) четыре часа. Четыре часа! Нам была предоставлена такая редкая возможность с этим бандитом встретиться. Ну, что можно сказать по ходу? По моим впечатлениям, это убежденный шахид. В свои 24 года он ни в чем не раскаивается. Он ясно мыслит и ясно отвечает на вопросы. Так что есть уверенность в том, что он говорит правду. Надо сказать, что он достаточно правдиво отвечал. Ведь когда шел суд, представители комитета "Матери Беслана" вышли с очень интересным для него предложением: "Ты расскажи правду, мы будем ходатайствовать, чтобы тебя отпустили". Хорошее предложение, правда? Но он и тогда остался на своих позициях и, более того, ни в начале, ни в конце процесса, ни до сих пор ни перед кем даже не извинился, не то чтобы попросил прощения. Поэтому у нас есть основания считать, что было именно 32 человека.
Басаев незадолго до своей гибели говорил о том, что у него есть один человек, который может дать показания. Но вот уже прошел год и три месяца, и я уверен, что если бы такие люди были, то они обязательно бы объявились. Может, он имел в виду этого "Абу-Радия", который бегает, но он остался там для связи, только что я об этом говорил. И потом, посмотрите, Кулаев пытался выйти, его поймали.
Двух человек (в докладе это есть) избили только за то, что они были не знакомы многим жителям Беслана. Еле отбили. Кстати, личности их установлены, возбуждено уголовное дело по факту их избиения.
Что еще можно сказать? Утверждать, что, тут некоторые говорят, нападавших было вообще 76 человек, – это не знать Кавказа и кавказского народа. Это точно. Да заодно это и осетин всех оскорбить, что они, в таком количестве окружившие школу, могли пропустить банду большей численности, чем та, которая осталась внутри. Ну, это, видимо, какие-то пиар-ходы, я не знаю. Подтверждений нет никаких.
По состоянию на сегодняшний день, напали 32 человека. 31 убит, один сидит, приговорен к пожизненному заключению.
Председательствующий. Межевич Валентин Ефимович, пожалуйста, Ваш вопрос.
Межевич В.Е., первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, представитель в Совете Федерации от Законодательного собрания Иркутской области.
Уважаемый Александр Порфирьевич, большое спасибо комиссии, которая взяла на себя тяжелейший моральный груз – принимать и отвечать на вопросы матерей, у которых погибли дети. И большое спасибо за проделанную работу.
А вопрос вот какой. В процессе расследования очень активно дискутировалась информация, что бандиты чувствовали себя настолько безнаказанно, что подготовка была проведена заранее, вплоть до того, что оружие и взрывчатка в школу были доставлены за несколько дней, укрыты там и в этом процессе даже участвовала директор школы. Насколько подробно этот вопрос был исследован комиссией? Какие выводы по этому поводу?
Торшин А.П. Вы знаете, самым тщательным образом, потому что были действительно такие вопросы, в том числе от потерпевших. Но мы просили дать хотя бы одного взрослого свидетеля, который бы видел, как из подвалов, из-под пола доставалось оружие. Нам сколько раз потерпевшие обещали: "Вот есть один мальчик, правда, он сейчас отдыхает". Он приехал и отказался. "Вот есть одна взрослая, она сейчас в командировке, приедет…" Приехала… Все отказались. То есть ни одного свидетельства нет.
Но что бросается в глаза? Обратите внимание, ехали именно в школу № 1. По пути они проехали (Валерий Тотразович не даст соврать) три школы, да? И еще одна рядом была. Причем эти три школы с точки зрения захвата были даже интереснее. Они безопаснее, не так тесно, и можно было бы этими силами удерживать… Но не стали брать… Ехали именно туда. Причем, знаете, там достаточно запутанная дорожная схема. Видимо, ее тоже знали, ехали именно туда. И у них был план этой школы. Во многом это объясняется тем, что террорист Ходов учился в этой школе.
Что касается якобы соучастия Цалиевой, директора, предположение основывается на той кассете, которую нам потом американцы передали. Просто посмотрели, как Цалиева разговаривает с бандитами. Ну, разве что им ноги не целует. А как бы вы себя повели? Да, как бы вы себя повели с бандитами, когда выпросить надо детские человеческие жизни? Никаких указаний на то, что Цалиева каким-то образом сотрудничала с этими бандитами, нет. Но мифы… Мифы вокруг Беслана еще и не такие есть.
Председательствующий. Глухих Виктор Константинович, пожалуйста, Ваш вопрос.
Глухих В.К., член Комитета Совета Федерации по промышленной политике, представитель в Совете Федерации от администрации Ярославской области.
Спасибо, Сергей Михайлович. Я хотел бы присоединиться к коллегам с точки зрения положительной оценки работы нашей комиссии и, наверное, просить Вас и Совет палаты отметить наших сенаторов, которые принимали участие в ее работе. И я считаю, что работа была неблагодарная и трудная, потому что всегда есть видение... И даже то, что приводил Александр Порфирьевич… Когда из подствольных гранатометов стреляют в закрытом помещении, это может показаться не только выстрелом танка, а чем угодно.
У меня один вопрос, Александр Порфирьевич, к Вам. Вы говорили о той подготовительной работе, которая велась в оперативном штабе. Я хотел бы для себя понять, много всяких разговоров ходит. Мы понимаем, как работают антитеррористические группы, хотя бы теоретически. Велась ли оперативным штабом работа по подготовке к штурму школы?
Торшин А.П. Спасибо большое. Очень тяжелый вопрос, и мы его исследовали полностью. Здесь, понимаете, есть такая грань, ведь основная задача была – вытащить заложников мирным путем. Любые группы антитеррора всегда планируют какие-то внештатные ситуации, при которых нужно будет применять и силу. Именно поэтому основное усилие было направлено на переговорные процессы. Вы знаете, у меня, как у председателя комиссии, создалось впечатление, что там процесс-то медленно, но пошел. Гуцериев сумел как-то их заманить деньгами, говорил: завтра подвезем. Аушев чего-то сказал. Дзасохов вовсю пытался хоть как-то "достать" этого Масхадова, чтобы, может быть, он какие-то слова передал. То есть работали все, но этот взрыв, который произошел неожиданно для всех, вынудил действовать спонтанно, а в это время две группы ЦСН ФСБ тренировались на полигоне 58-й армии, как раз отрабатывали разные ситуации. А случиться могло всякое – то ли бандиты могли на прорыв пойти, то ли заложники… Вот вы слышали, одна из заложниц сказала, что хоть бы скорее все кончилось, они были готовы уже бежать сами, несмотря на смертельную опасность.
Конечно, разрабатывались схемы вооруженного противодействия, и захода в школу, и страховки, но главная задача была – не спровоцировать бандитов на убийство заложников, на огонь и попытаться все-таки договориться.
Председательствующий. Вавилов Станислав Владимирович, пожалуйста, Ваш вопрос.
Вавилов С.В., председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Еврейской автономной области.
Спасибо, Сергей Михайлович. Я, конечно, присоединяюсь к оценке доклада, которую высказали мои коллеги. Действительно, громаднейшая работа была проделана.
К огромному сожалению, террористические акты проходили не только в Российской Федерации, но и во многих странах мира. После событий 11 сентября в Соединенных Штатах Америки была полностью пересмотрена система мер борьбы с терроризмом. Какие практические шаги были предприняты в России?
Торшин А.П. Анализируя ход… Теракты совсем не похожи (11 сентября и наш Беслан), их даже сравнивать нельзя, но примерно одинаковые делались выводы и следовали примерно одинаковые действия комиссий. Вы знаете, я даже съездил в Соединенные Штаты Америки, встретился с представителем их комиссии (с юристом), посмотрели… У нас беда просто общая. Там тоже остался один живой террорист, там тоже масса спорных вопросов, но, самое главное, Соединенные Штаты Америки приняли Патриотический акт, который консолидирует нацию. Они перестроили деятельность своих спецслужб, усилили их деятельность, увеличили финансирование, и после этого в Соединенных Штатах Америки крупных терактов нет.
Мы пошли практически по этому же пути. Вот участвующие в этой работе здесь, в зале… Коллеги Озерова, к сожалению, нет и коллеги Орловой тоже. Ведь была создана специальная комиссия по разработке нового законодательства и был принят закон о противодействии терроризму. В результате появился Национальный антитеррористический комитет (этим мы практически все силы собрали в один кулак) и появилась системность в работе.
Национальный антитеррористический комитет, как "Отче наш", раз в два месяца собирается, изучаются конкретные вопросы. Рассматривались недавно защита гидросооружений, защита образовательных учреждений (по отраслям как бы), рассмотрен был также вопрос о защите Волгоградской области, имеются интересные планы. Вчера мне показали (вы знаете, вот такой толщины) план мероприятий по проведению учений, то есть тренировки во всех субъектах Российской Федерации будут проводиться чаще. Что делать, порох надо держать сухим, и нужно готовиться ко всему.
Там есть целый ряд отдельных вопросов, которые мы рассматривали. В частности, надо готовить квалифицированных переговорщиков для переговоров со "смертниками" – это особая категория. Надо еще заниматься повышением квалификации кадров.
И надо сказать, что эта работа уже дает свои плоды. За 2006 год в Северо-Кавказском регионе уничтожено где-то порядка ста главарей бандформирований и их активных участников. И процесс этот продолжается. Надо только не останавливаться и не успокаиваться. В Чеченской Республике сейчас более-менее, их "выдавили" на сопредельные территории, там теперь немножко похуже стало. Но при системной работе, конечно, все преодолимо.
И, безусловно, никакое усиление спецслужб не поможет без деятельного участия населения. Мы должны сами пересмотреть отношение к себе и к своей безопасности, понимаете? Известная русская пословица – "моя хата с краю, ничего не знаю" – нуждается в дополнении, что хату с краю поджигают первой. Вот так.
Председательствующий. Дзасохов Александр Сергеевич, пожалуйста, Ваш вопрос.
Дзасохов А.С., член Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Северная Осетия – Алания.
Я выступление предусмотрел. Выступать буду.
Председательствующий. Пожалуйста, Дементьева Наталия Леонидовна, Ваш вопрос.
Дементьева Н.Л., член Комитета Совета Федерации по бюджету, представитель в Совете Федерации от Государственного Собрания Республики Марий Эл.
Александр Порфирьевич, несмотря на то что вся работа ваша была освещена очень хорошо и практически все средства массовой информации получали ответы, все равно остаются какие-то утверждения, что конструктивные переговоры с боевиками фактически не велись. Как оценила ход переговоров парламентская комиссия?
Торшин А.П. Спасибо большое, Наталия Леонидовна, за вопрос. Он тоже очень сложный. Вы знаете, какие требования выдвигали боевики и как они себя вели. Но мы даже по этическим соображениям не стали включать в доклад кое-что из радиоперехвата. Доктор Рошаль, наша гордость и слава, в таком тоне разговаривал с бандитами: "Милые, хорошие, я сам дед". А в ответ – площадная брань, оскорбления и такие крики, что не буду их… Мы знаем, очень многие из них, из бандитов, были "на игле". И тем не менее делалось все возможное для того, чтобы этот процесс был налажен как следует.
Главным переговорщиком был Зангионов, опытный офицер ФСБ, который неоднократно принимал участие в переговорах. К переговорам привлекались люди, с которыми бандиты соглашались разговаривать. Штаб попытался ввести в переговоры духовных лиц – муфтиев Чечни, Ингушетии, Северной Осетии. В ответ – просто оскорбления, и сказали, что будут убивать. Они настолько ограничили круг переговорщиков, что разговаривали только с тем, с кем они хотели, и больше никак.
И тем не менее, если бы не был достаточно активно налажен переговорный процесс, а там в принципе соединение было не реже, чем каждые 30 минут, такого бы не было. Все-таки Аушев и Гуцериев сумели договориться кое о чем, вывели 26 душ, малышей, они живы. И поэтому в переговорах шли на все и организовывали, как могли. Но на той стороне были люди неадекватные, и, как свидетельствуют их переговоры, готовые на смерть, пришедшие на смерть и пришедшие убивать. В этой связи хотелось бы сказать, анализируя сейчас ситуацию, о том, что, в общем-то, у заложников шансы-то выжить были минимальные. А все-таки 811 человек остались живы.
Председательствующий. Новиков Вячеслав Александрович, пожалуйста, Ваш вопрос.
Новиков В.А., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Красноярского края.
Александр Порфирьевич, два очень таких коротких вопроса. Первый: кто и в связи с чем пропустил в оцепление вооруженных гражданских лиц? И второй вопрос. Вы перечислили несколько нарушений, которые были сделаны правоохранительными органами. Скажите, если бы этих нарушений не было, что, захват не состоялся бы, с Вашей точки зрения?
Торшин А.П. Вы знаете, очень трудно ответить на этот вопрос. Первый повторите, пожалуйста… Да, они оба трудные, а тот, который Вы задали первым, просто тяжелый. Представьте себе состояние людей – бесланцев. Это Кавказ, оружия много, мы приводим конкретные цифры, у кого сколько. Когда у тебя там ребенок, родственник, в конце концов труп, конечно, хватаются за оружие и идут к школе. Какая была возможность? Инициировать массовую драку с бесланцами на радость бандитам? Ну, можно было пойти так... Но остановить людей было невозможно. Нужны были какие-то специальные меры. Да, конечно, может, нужно было подтянуть побольше сил, может быть, не срочников выводить на обезумевших от горя людей, а ребят постарше. Понимаете, очень тяжелая ситуация.
Вы просто попробуйте поставить себя на место того человека, у которого есть оружие, и есть вот там заложники. И здесь, с одной стороны, пропустить… Конечно, это не дело, когда вооруженные люди, и вы, да вся страна и весь мир видели, как ринулись жители Беслана вытаскивать детей, сметая оцепление. Да, это было, но, понимаете, в той ситуации могло быть и еще хуже. Но как было, так и было.
Второй вопрос напомните еще раз.
Новиков В.А. Второй вопрос такой. Если бы все нарушения были устранены, состоялся бы захват или нет?
Торшин А.П. Нет, если бы всех этих нарушений не было, то вероятность захвата была бы маленькая, намного меньше. Но, поймите, как бывает… Пришел приказ в День знаний усилить охрану общеобразовательных учреждений. По ходу мы установили, что охранять школу должны были три вооруженных милиционера и машина сопровождения, человек с автоматом и с пистолетом.
Сейчас можно только в сослагательном наклонении говорить. Можно смоделировать. Представьте, машина бандитов въезжает, сталкивается с автоматчиком, гаишником, те, конечно, погибают, начинается перестрелка (это мне жители Беслана так каждый раз говорят), и большая часть заложников убежала бы. Наверное. Наверное, захватили бы меньше, не тысячу с лишним, а полтысячи. Ситуацию-то это сильно бы не поменяло, но полное выполнение даже тех требований, конечно, свело бы к минимуму.
Сказать о том, что, если бы все это было устранено, и теракта не было бы… Мы столкнулись с очень опытными людьми. Обратите внимание на их высказывание: "Здесь вам не "Норд-Ост", здесь вы все умрете вместе с нами". Они даже противогазы с собой прихватили, для того чтобы не допустить газовой атаки. Они больше уроков извлекли из "Норд-Оста", чем мы, но, видимо, в последний раз. Потому что нападение на Нальчик… Я уже вижу скептические взгляды по поводу того, что я сказал, что не было крупных терактов после Беслана. Да, было нападение на Нальчик, но на кого? На силовые структуры, а не на школы. Школы там были рядом, можно было, да… Но сейчас как-то это идет по-другому... Вот так.
Председательствующий. Нарусова Людмила Борисовна, пожалуйста.
Нарусова Л.Б., председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике, представитель в Совете Федерации от Великого Хурала (Парламента) Республики Тыва.
Александр Порфирьевич, у меня три вопроса.
Первый касается конституционного права граждан на достоверную информацию. В первые же часы захвата школы в Беслане мы услышали цифру: количество захваченных – 300 человек, хотя списочный состав только учеников школы без пришедших родителей с детьми составлял тысячу человек. Сознательное ли это было умолчание, желание сгладить ситуацию или что-то еще?
Второй вопрос. Вы говорили, и мы знаем о том, что 26 детей были освобождены еще до начала боевых действий. Принцип освобождения детей… В прессе были весьма спекулятивные сообщения о том, что освобождались дети высокопоставленных чиновников (вот эти 26). По какому принципу террористы все-таки освобождали детей, в том числе и с Русланом Аушевым?
И третий вопрос… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Коллеги, одна минута на вопрос, я напоминаю.
Нарусова Л.Б. Честно скажу, меня резанула фраза в Вашем докладе, что дорожные патрули и охрана просто отсутствовали, учитывая, что был перехват со словами, что Аллах вас скоро призовет, и ту телеграмму, которая известна… По-моему, они не просто отсутствовали, а это преступное бездействие.
Торшин А.П. Сразу по первому вопросу, он очень больной, по поводу права граждан на информирование.
Мы в большом докладе отметили это как существенный недостаток. И это началось как-то с первого дня…
Понимаете, совершенно необычный теракт, они же сразу убивать начали. Сначала двоих, потом еще двоих, до десяти человек. И каждое шевеление контролировалось. И в этой ситуации стали быстро-быстро собирать информацию. И первая цифра, которая пошла, это была цифра, подтвержденная родителями.
Дальше Александр Сергеевич Дзасохов оперативно организовал подворовый обход, были наклеены объявления, чтобы люди заявляли. Понимаете, к тому же так неудачно сложилось, что в городе Беслане в это время четыре детских сада были закрыты и пришли люди с дошколятами. Тоже как-то тяжело вычислить, понимаете? Я никого не оправдываю, нет. Мы это записали как недостаток, что информированность общественности была слабая. Видимо, никто… Это всё прерогатива оперативного штаба. Умысла тут никакого не было. Была просто неуверенность в цифрах, и, как я понимаю, то, что я видел, руки не доходили до этого. Тут нужно было быстро стягивать силы, командовать расчетами, налаживать и вести переговоры и так далее, и так далее. Правда, это тоже не оправдание. Мы внесли несколько предложений по налаживанию надежных информационных источников в критических ситуациях.
Правда, должен сказать, что в этой ситуации решительного значения цифра не имела. Она, конечно, шокировала, впечатляла… И то, что потерпевшие говорят, что террористов она бесила… Так они без всякого бешенства 26 человек уложили еще до того, как прогремел первый взрыв. Это такое мое субъективное мнение.
Но, конечно, это недостаток в работе оперативного штаба, недостаток достаточно серьезный.
Второе. Освобождены 26 человек, которых вывел Аушев. Вы знаете, там принцип был только один – освободить всех детей в возрасте до двух лет. Как попросили, так и отдали. Я должен сказать и отметить здесь, в этом высоком зале, мужественную позицию Таймураза Дзамбековича Мамсурова. К сожалению, была утечка… Журналисты… Это тоже целая глава, как они себя вели там. В основном журналисты помогали, и даже некоторые вытаскивали детей оттуда. Но в погоне за сенсацией одна из газет 2 сентября напечатала: "А в школе дети Мамсурова, председателя Парламента Республики Северная Осетия – Алания... Аушев вышел и сказал: "Ну что, я договорился, твоих выведем". На что Мамсуров ответил: "Либо всех, либо никого". Ну, они искали там детей высокопоставленных, но, понимаете, указать на то, что там дети Мамсурова есть… Конечно, наверное, я думаю, что и не главное здесь – публикация газеты, но то, что информация такая была и Мамсуров отказался, – это факт. Детей освобождали не по анкете. Это точно.
Последний вопрос. Я уже говорил о том, что исполнительская дисциплина очень слабая, и то, что не было машины ГИБДД, – это факт установленный. В настоящее время идет судебное разбирательство по делам трех офицеров МВД Правобережного РОВД, оно сейчас уже в стадии завершения, а также привлечены к уголовной ответственности двое офицеров – милиционеров Малгобекского района Республики Ингушетия. Я думаю, что основное уголовное дело еще не закончено, оно продлено до 1 января. И по мере приближения к истине, по мере восстановления всей ситуации у прокуратуры будут все возможности сделать соответствующие выводы.
Председательствующий. Костоев Исса Магометович, пожалуйста, Ваш вопрос.
Костоев И.М., член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия.
Уважаемый Александр Порфирьевич! Я прошу прощения, у меня охрипший голос. Вы обстоятельно рассказали о ходе событий, о хронологии этой великой трагедии всего нашего века. Но меня интересует один вопрос. Известно о том, что из всех государственных деятелей, руководителей регионов юга России, силовых структур бандиты требовали встречи с Александром Сергеевичем Дзасоховым и Муратом Магометовичем Зязиковым. И при предъявлении требований о выводе войск из Чечни, при всем уважении к данным государственным мужам, это не те фигуры, которые могли бы решить данный вопрос и удовлетворить данные требования. Меня интересует, почему… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон. Коллеги, одна минута на вопрос.
Костоев И.М. Почему именно этих руководителей двух соседних республик, именно их требовали боевики? Мы помним, с кем велись переговоры в Буденновске, по другим моментам. Вот комиссия занималась этим вопросом? Что же они хотели именно у этих людей выяснить, у этих двух?
Торшин А.П. Спасибо большое, Исса Магометович. Комиссия исследовала этот вопрос. У нас нет данных, почему именно у них, у нас есть только предположения. Рошалю, очевидно, хотели отомстить за "Норд-Ост". Но это тоже наша догадка. Там есть в списке и Аслаханов, которого они хотели тоже вызвать на переговоры. К Аслаханову тоже есть вопросы.
А теперь, Сергей Михайлович, я могу высказать свою точку зрения, уже не как председателя, а как юриста? На самом деле ситуация, как мне видится, складывается вот из чего. Необходимо было уничтожить двух пророссийски настроенных президентов, тех, которые за Россию, тех, которые делают много позитивного, чтобы приостановить негативные процессы. А дальше, смотрите… В этой ситуации сложных отношений, которые там складываются, неизбежны сразу досрочные выборы. Как вы думаете, не оскорбляя ни осетинский, ни ингушский народ, кого бы выбрали? Выбрали бы людей, которые являются националистами, скорее всего. Это моя точка зрения. А дальше получилась бы эскалация этих процессов. Выбрали бы тех людей, которые составляли ось в этом сложном регионе и на которых Россия рассчитывала. И их хотели устранить. Это моя точка зрения. Это планы, далеко идущие планы – вбить клин между двумя народами, между двумя религиями и дестабилизировать ситуацию.
Но это точка зрения, еще раз оговорюсь, не комиссии, комиссия ее не формулировала, это моя точка зрения.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, я просил бы, чтобы Петренко Валентина Александровна последняя задавала вопрос.
Кадохов Валерий Тотразович, Ваш вопрос.
Кадохов В.Т., первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в Совете Федерации от Парламента Республики Северная Осетия – Алания.
Уважаемые коллеги, как представитель пострадавшей стороны, я хочу высказать искреннее уважительное свое отношение ко всем членам комиссии – в отдельности каждому и всем вместе в обеих палатах. Я был свидетелем нередко очень нелицеприятных с ними разговоров и не уверен, что я бы лично все это перенес так же, как они. Спасибо вам, коллеги. Это первое.
Второе. Хочу сообщить как участник событий и свидетель происшедшего в Беслане, чтобы больше вопросов не возникало, что никакого оцепления в городе Беслане 1-го, 2-го, 3-го числа никакими силами не было организовано. Это второе.
Третье. Теперь вопрос. Александр Порфирьевич, как Вы думаете, при наличии двух высоких чинов, один в ранге генерала армии, второй… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Кадохов В.Т. Сергей Михайлович, еще минуту. Кто должен командовать штабом – генерал-майор или генерал армии?
И последний вопрос. Каким образом, кто и по какому признаку формировал этот штаб, куда не вошли ни министр внутренних дел, ни Президент республики – гарант Конституции, ни другие ответственные лица? Оказались там совершенно другие люди – женщины, министр образования... Хотя на тот момент, на момент совершения теракта, действовал указ Президента Российской Федерации о том, что в регионах Северного Кавказа организация контртеррористической операции возлагается на МВД Российской Федерации.
Торшин А.П. Валерий Тотразович, я уже в докладе отметил, что руководство оперативным штабом было возложено на Андреева. Речь идет, собственно говоря, о приказе, который надо исполнять. А уж почему там был не Проничев, почему там был не Анисимов?.. Комиссия очень тщательно в этом разбиралась и отметила, что тоже не понимает присутствия там некоторых должностных лиц с высокими офицерскими званиями, в частности заместителя директора ФСБ Анисимова. Мы так и не поняли, чем он там занимался. И надо сказать, что, в общем-то, с формальной стороны, конечно, старший по званию имеет и больший авторитет, и возможности. Но здесь, собственно говоря, было принято волевое решение, и руководить должен был Андреев. Он же и формировал оперативный штаб. Мы уже отметили недостаток того, что не были включены ни Президент республики, ни руководитель Парламента, а те, кто был включен, два человека, узнали о том, что включены, после того, как операция уже закончилась. Это недостатки. Они полностью отражены в большом докладе.
И вообще, коллеги, я призываю всех вас внимательно прочитать доклад, который будет опубликован, надеюсь, примем сейчас такое решение. Там 241 страница и порядка 500 страниц приложений. Мы очень внимательно посмотрели все это, но действующая нормативно-правовая база не позволяет принимать какие-то иные решения, она действует в рамках тех несовершенных, как мы здесь уже отмечали, законов.
Я не знаю, Владимир Федорович Кулаков, член комиссии, по поводу оцепления что-нибудь добавит? Владимир Федорович?
Председательствующий. Александр Порфирьевич, Вы хотите, чтобы Кулаков Ваш ответ дополнил?
Кулаков В.Ф., председатель Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от администрации Магаданской области.
Я могу сказать только единственное, уважаемые коллеги, что оцепление было выставлено действительно с большим опозданием, о чем говорил Валерий Тотразович. И население оказалось у школы на самом деле, безусловно, раньше, чем прибыло оцепление из Владикавказа. Здесь просто идет временной разнос.
Председательствующий. Спасибо.
Шмелев Андрей Константинович, Ваш вопрос.
Шмелев А.К., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Свердловской области.
Уважаемый Александр Порфирьевич, в своем докладе Вы упомянули о вновь назначенных экспертизах, появлении новых фактов, свидетельств. В связи с этим у меня такой вопрос. Результаты этих экспертиз, оценка фактов и свидетельств могут повлиять на выводы комиссии?
Торшин А.П. Спасибо, вопрос интересный. Я уже сегодня отмечал, что вчера поздно ночью пришло еще одно письмо из прокуратуры, в котором названа фамилия бандита, который остался... Постоянно приходит новая информация. Но мы считаем, что уже никакие данные не смогут существенно повлиять на выводы комиссии. Ведь они либо даны уже давно, либо они могли, особенно экспертиза, касаться частных вещей. А мы говорим о выводах общего характера – о несовершенстве законодательства, о слабой исполнительской дисциплине. Мы говорим о том, что нет в достаточном количестве профессиональных кадров. Были и другие нарушения. Поэтому в каких-то частях… Ну, в мире все бывает, конечно, но я считаю, что очень маловероятно, что основные выводы, которые были сделаны комиссией, как-то изменятся.
Председательствующий. Лихачев Василий Николаевич, вопрос? Выступление.
Петренко Валентина Александровна, Ваш вопрос.
Петренко В.А., председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от Правительства Республики Хакасия.
Уважаемый Александр Порфирьевич! Я присоединяюсь к мнению своих коллег. Огромное спасибо всем членам комиссии. Мы разговаривали с представителями общественных организаций, встречались с матерями, которые потеряли детей. Спасибо вам за ту работу, которую вы сделали, особенно в моральном плане.
А предложение и вопрос у меня такие. И предложение, и вопрос. Силовые структуры сделают, конечно, самостоятельные выводы и проведут определенную работу, и провели уже. Меня волнует то, что у нас сегодня нет в школах… Мы продолжаем поездки по регионам и видим, что нет ни кинокамер, нет охраны. Там, где это возможно, с родителей собираются деньги, и родители сами несут ответственность за охрану школ. Какие-то определенные по крупным школам прошли, как бы сказать, команды, и эти школы начинают охраняться, детские учреждения, детские сады крупные и так далее.
Скажите, пожалуйста, могли бы мы после… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Петренко В.А. …мы обсуждаем вопрос, хватит играться!
Скажите, пожалуйста, можно ли предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть отдельно вопрос и нас проинформировать, парламент и комиссию вашу, по поводу охраны детских учреждений и объектов и выделения средств на все необходимые нужды, для того чтобы школы были так же защищены, как, к примеру, МГИМО? Вот вчера мы были в МГИМО, туда не пройдет ни один выпускник, и никто с улицы. Вот наши детские учреждения должны быть так же защищены, и средства для этого у нас есть. Давайте мы отдельно послушаем этот вопрос как целевой. Спасибо.
Торшин А.П. Спасибо большое, Валентина Александровна. Вы задали очень правильный вопрос. В июле этого года накануне Дня знаний Национальный антитеррористический комитет посвятил целое свое заседание специально этому вопросу и тоже обратил внимание на это. К сожалению, для нас явление не новое – кампанейщина. Вот встряхнулись в 2004 году – всё, чуть ли не дежурства родителей были. Сейчас – заходи, проходи, особенно в провинции, никакой охраны. Хотя есть и другие примеры. Я вот недавно был в одной школе здесь, в Москве, это национальная школа, так там два контура оцепления, попробуй пройди.
И поэтому нам экономить здесь при нашей демографической ситуации, при нашей криминогенной ситуации, при наркотизации и прочих уличных безобразиях нельзя, я думаю, Вы совершенно правы. Я бы поддержал Вашу инициативу. Может быть, ваш комитет возьмется, создали бы вы группу такую и специально еще раз послушали бы этот вопрос и выработали рекомендации. На этом экономить нельзя, я с Вами согласен.
Председательствующий. Спасибо, Александр Порфирьевич. Присаживайтесь.
У нас два выступающих – Дзасохов Александр Сергеевич и Лихачев Василий Николаевич. Коллеги, коротко, пожалуйста.
Пожалуйста, Александр Сергеевич.
Дзасохов А.С. Мои коллеги хорошо понимают, что я нахожусь в положении, когда регламент регулирует мое выступление, а сказать, по понятным причинам, есть что. Прежде всего, 9 сентября я в качестве руководителя республики в числе других предложений внес предложение о создании независимой парламентской комиссии по расследованию обстоятельств этой страшной трагедии. Конечно, завершение работы комиссии – это определенный и важный этап в достоверном знании того, что произошло. Но вряд ли кто-то предполагает, что сегодня будет поставлена точка. По крайней мере после знакомства с докладом у всех политиков, и у меня тоже, будет возможность что-то активно поддержать и утвердить какие-то позиции, а что-то продолжить изучать дополнительно.
На что я хотел бы обратить внимание? Александр Порфирьевич, который, конечно, провел гигантскую работу, по моменту террористического преступления правильно говорит. Но вся суть вопроса в том, что это преступление готовилось на дальних подступах, измеряемых годами и месяцами. И вот расследование того, как могло случиться, что шла подготовка, причем было задействовано большое количество людей, остается ключевым вопросом для того, чтобы мы реализовывали все положения нового закона о противодействии терроризму. Это первое.
Второе. Мне важно своим коллегам сказать, что в таких критических, ответственных ситуациях есть закон и есть мораль и нравственность. Поэтому я со всей ответственностью заявляю, что в первые 20 минут своего пребывания там, в Беслане, я официально своему окружению сказал, что готов пойти в школу. Но меня столь же официально и совершенно категорично предупредили, что этого делать нельзя. И, видимо, в основе такого решения были определенные аргументы. Если бы я вошел в школу и это спасло бы даже 50 человек, то я считал бы, что хоть на частичку эту большую трагедию я сократил.
Кроме того, хотелось бы отметить, что мы должны сохранить, особенно члены комиссии, а вместе с ними и мы, внимание к жителям Беслана, к их судьбам, потому что еще многие годы эта трагедия будет с ними и раны – моральные и огнестрельные – не скоро заживут. В этой связи я, скорее всего, поддержу ту часть выступления Александра Порфирьевича, когда он апеллировал к себе, как к человеку и как к юристу, говоря о сведениях относительно ополченцев или рядовых гражданских людей. Потому что в этой обстановке они действовали не только сообразно своему самоощущению, но и в одном направлении вместе с теми, кто проводил контртеррористическую операцию. То есть я за то, чтобы не бросать тень на эти несколько десятков людей, которые спасали своих детей и своих родственников.
Наконец, хочу сказать, что 9 сентября я участвовал в разговоре с федеральным руководством. Именно тогда по инициативе главы нашего государства были даны важные поручения об оказании внимания жителям Беслана, внимания и в расследовании, и в других вопросах.
Как политик, я хочу сказать, что я поехал на суд, который проходил во Владикавказе, выступил в парламентской комиссии и готов на всех остальных этапах быть открытым. И я думаю, что это относится ко всем, кто был там или кто имеет по должности право судить о том, что там происходило. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Лихачев Василий Николаевич, пожалуйста, Вам слово.
Лихачев В.Н., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от Народного Собрания Республики Ингушетия.
Прежде всего, хотел бы выразить уверенность, что данный доклад будет способствовать дальнейшей разрядке напряженности в этом регионе и будет реально оказывать содействие укреплению межнационального и просто человеческого диалога в этом регионе Северного Кавказа.
Я думаю, что каждый из членов Совета Федерации мог бы рассматривать работу над этим документом, над его объяснением, толкованием в качестве морального долга. Но проблемы сохраняются. 1 января заканчивается срок выполнения поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. 14 лет идет этот конфликт, многое сделано, но много еще остается. И я вношу предложение в ближайшее время, в начале 2007 года, на заседании комиссии по Северному Кавказу в расширенном составе, с приглашением руководства ЮФО, компетентных министерств и ведомств, рассмотреть состояние этого вопроса, высказать свою парламентскую и сенаторскую точку зрения. Это второе.
Третье. За бесланской трагедией следил весь мир. Будет целесообразно, если мы, освещая свою международную парламентскую деятельность, включим этот доклад, с тем чтобы нашим коллегам мы могли четко, ясно, со всеми политическими акцентами рассказать правду о Беслане, показать работу российских спецслужб, показать работу политических структур, чтобы бесланская трагедия действительно не повторилась ни в одной другой точке земного шара.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, у вас на руках проект постановления, документ № 729...
Мне в президиум прислал записку наш коллега Лысков Анатолий Григорьевич, где предлагал дополнить пункт 5 постановления, посылаемого в Государственную Думу, словами, что направляется и доклад. В начале доклада Александр Порфирьевич сказал, что вчера в 18 часов официальный доклад был направлен Председателю Госдумы Борису Вячеславовичу Грызлову.
Кадохов Валерий Тотразович, Вам слово.
Кадохов В.Т. Спасибо. Уважаемый Сергей Михайлович, может быть, в пункте 5 есть еще смысл после запятой указать (после Госдумы) и Парламент Республики Северная Осетия. Хотя он будет вывешен на сайте, но я полагаю, что в этом смысле комиссия и мы правильно поступим.
Председательствующий. Валерий Тотразович, мы фактически его обнародуем современными средствами. Мы обязаны направить его в Государственную Думу и Президенту. Но здесь мы не только парламенту, нашим коллегам из Северной Осетии – Алании, мы всему миру его публично демонстрируем. Поэтому здесь не может быть вопросов.
Уважаемые коллеги, прошу подготовиться к голосованию за постановление Совета Федерации, документ № 729, в целом. Идет голосование.
Результаты голосования (11
час. 29 мин. 38 сек.)
За 146 чел. 82,0%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 146 чел.
Не голосовало 32 чел.
Решение: принято
Решение принято.
Уважаемые коллеги, я хотел бы от вашего имени поблагодарить Александра Порфирьевича Торшина, всех членов парламентской комиссии, и членов Совета Федерации, и депутатов Государственной Думы, за профессионально и по-граждански проделанную работу. Спасибо.