II. ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, КОММЕНТАРИИ

 

2.1. События, предшествовавшие захвату заложников в СОШ № 1 г.Беслана Республики Северная Осетия-Алания.


        Утверждать, что захват заложников и теракт в Беслане явились полной неожиданностью, столь же бессмысленно, как и отрицание предшествовавших ему на территории Северной Осетии терактов.
        Только в результате террористических актов, совершенных 19 марта 1999 года на территории Центрального рынка г.Владикавказа и 16 мая 1999 года в пос.Спутник, погибло 58 человек, ранено 115 человек. 11 ноября 2001 года на территории рынка "Фаллой" и 28 апреля 2002 года в цветочном ряду Центрального рынка г.Владикавказ погибло 12 человек, ранено 54 человека. В результате взрыва автобуса с персоналом военного аэродрома Моздока 5 июня 2003 года погибло 19 человек, 24 получили ранения. 1 августа 2003 года в результате теракта в госпитале Северо-Кавказского военного округа в Моздоке пострадало 132 человека - 50 погибли, 82 получили ранения.
        Создается впечатление, что Северная Осетия является своеобразным полигоном для экстремистских сил для противодействия если не России в целом, то ее "форпосту на Северном Кавказе", каковым в словесной формулировке мы обозначены с чьей-то "нелегкой" руки. Не говоря уже о ставшей политической реальностью последнего десятилетия попыткой экстремистских сил как в России, так и за ее пределами повлиять на ситуацию в многонациональной России, свернуть ее с избранного пути реформирования общественно-политической и социально-экономической ситуации, коренного изменения к лучшему жизни россиян. Свидетельства тому много: начиная с Буденовска (лето 1995 года) и заканчивая событиями в Нальчике (осень 2005 года).
        Менее всего хотелось бы соглашаться с объяснением произошедшего в Беслане как стечение обстоятельств или недоработкой отдельных ведомств в четко налаженной системе взаимодействия специально созданных структур. Аргументы в пользу этого не только в серьезных аналитических исследованиях, но и явно прослеживаемая попытка отдельных ведомств переложить ответственность за свои действия на других, увести от ответственности некоторых чиновников.
        Как, например, можно согласиться с утверждением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В.Колесникова о том, что только в августе (2, 14, 16, 18) 2004 года в УФСБ и МВД РСО-Алания поступала информация о скоплении и перемещении боевиков на сопредельных территориях и готовящихся террористических актах. "То есть, казалось бы, донесли до исполнителей всю информацию, но сработали, к сожалению, нечетко!" (см. "Северная Осетия", № 197 (24498) от 21 октября 2005 года).
        Возможно, это и так. Но кто сработал нечетко?! Как явствует из документа № 996/82 с от 6 октября 2004 года, поступившего в адрес депутатской комиссии из Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания "в дополнение к ранее предоставленным для работы депутатской комиссии сведениям (рег.№ 942/82с от 25.09.2004) сообщаем, что сведения из вышестоящих или других органов об угрозе совершения террористического акта в г. Беслане в УФСБ России по РСО-Алания не поступали".
        Возникает вопрос о достоверности информации или о недолжном исполнении должностных обязанностей. Ведь если эта информация была известна прокуратуре, то почему она, в соответствии с п.2 ст.1 и ст.8 Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации" как координатор деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью не поставила в известность соответствующие силовые структуры? Если же речь идет о чем-то другом - это следует разъяснить.
        В Республике Северная Осетия-Алания 25 января 2000 года Указом Президента РСО-Алания № 7 в соответствии с федеральным законодательством была создана республиканская антитеррористическая комиссия (РАК), которая была призвана во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти обеспечивать координацию деятельности республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания по борьбе с терроризмом, повышение эффективности проведения мероприятий по предупреждению и пресечению террористической деятельности.
        Другими словами, РАК действовала в полном соответствии с ФЗ от 25 июля 1998 г. № 130 "О борьбе с терроризмом". Более того, 23 августа 2004 года Республиканская антитеррористическая комиссия рассматривала информацию главнокомандующего ВВ МВД России генерала-полковника Рогожкина Н.Е. о выполнении распоряжения Президента Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 352-РПС об организации и порядке деятельности групп оперативного управления (ГрОУ) при антитеррористических комиссиях субъектов ЮФО России. Характер принимавшихся решений не свидетельствует о чрезвычайности и неотложности намеченных мероприятий (см. протокол № 3/12РАК).
        Не смотря на это, буквально накануне трагедии 24.08.2004 года Министр внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания издал приказ о дополнительных антитеррористических мероприятиях, поступивший в РОВД Правобережного района, как и во все другие райотделы республики, 26 августа 2004 года. 25, 27 и 28 августа из МВД Республики Северная Осетия-Алания в адрес руководства Правобережного РОВД поступали телетайпограммы об обеспечении общественного порядка в местах проведения "Дня знаний", об осложнении оперативной обстановки на территории Северо-Кавказского региона, о своевременном выявлении и пресечении возможных террористических актов. Личный состав МВД республики был в очередной раз переведен на усиленный режим несения службы.
        Однако все эти документы постигла участь более раннего документа - частного постановления Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 11 июля 2003 года в адрес Министра внутренних дел Российской Федерации и Директора Федеральной службы безопасности России, рассматривавшего уголовное дело по обвинению Алиева Д.Ш., участника банды Гелаева, в котором еще в 2003 году обращалось внимание указанных должностных лиц на ненадлежащее исполнение территориальными органами МВД и ФСБ России своих полномочий.
        Косвенным свидетельством недостаточной контролируемости ситуации является и заявление Директора ФСБ России Н.Патрушева на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 20 сентября 2004 года об отсутствии упреждающей информации о готовящемся на 1 сентября 2004 года в г.Беслане злодеянии.
        Вот почему представленная в адрес комиссии из запрашиваемых ведомств информация может быть использована в качестве своеобразной "точки отсчета" Бесланской трагедии.
        Из информации, поступившей в адрес Главы Республики Северная Осетия-Алания Мамсурова Т.Д. и Председателя Парламента Республики Северная Осетия-Алания Хабицовой Л.Б. от Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации государственного советника юстиции 1 класса Шепеля Н.И. от 2 сентября 2005 года № 41/1-1627-05 "О ходе расследования уголовного дела № 20/849, возбужденного по факту совершения террористического акта 1-3 сентября 2004 года в школе № 1 г.Беслана" следует, что главари незаконных вооруженных формирований Масхадов А.А., Басаев Ш.С., Хашиев М.Х., Абу-Дзейт и их окружение, с целью дестабилизации обстановки в Северо-Кавказском регионе и оказания воздействия на решения органов государственной власти о выводе федеральных войск и сил из Чеченской Республики, разработали в июле-августе 2004 года план крупномасштабного акта терроризма на территории Республики Северная Осетия-Алания - захват большого количества заложников из числа учащихся, их родителей и преподавателей средней общеобразовательной школы № 1 г.Беслана.
        В соответствии с заранее разработанным планом, Басаев Ш.С., Масхадов А.А., Хашиев М.Х., Абу-Дзейт и другие сформировали в августе 2004 года из подчиняющихся им бандформирований устойчивую вооруженную группу, состоявшую преимущественно из жителей Чеченской Республики и Республики Ингушетия для захвата школы № 1 в г.Беслане. Руководство бандой при совершении теракта было получено Хучбарову Р.Т., жителю Республики Ингушетия по прозвищу Расул, имеющему позывной - "полковник".
        Как следует из показаний Ханиева Ш.Ш., арестованного в ходе расследования уголовного дела о теракте в Беслане, в подчинении Абу-Дзейта находились три вооруженные группы, из которых в конце августа 2004 года по указанию Абу-Дзейта были отобраны 5 человек - два араба, два чеченца по именам Абдаллах и Хамзат, а также житель г.Назрани Камурзоев Султан. Впоследствии Ханиев Ш.Ш. узнал, что эта группа принимала участие в вооруженном захвате школы в г.Беслане. Через несколько дней после теракта в г.Беслане в их лагерь пришли Абу-Дзейт и Хашиев, которые рассказали, что захват детей в г.Беслане организован с целью выдвижения политических требований. После теракта в Беслане Ханиеву Ш.Ш. от боевиков стало известно, что в захвате школы также принимали участие жители н.п.Экажево Республики Ингушетия Аушев У.М. и боевик по фамилии Торшхоев.
        Басаев Ш.С., Масхадов А.А., Хашиев М.Х. и Абу-Дзейт снабдили бандитов взрывными устройствами, огнестрельным оружием различной модификации и боеприпасами к нему, в том числе похищенными ранее со склада вооружения МВД Республики Ингушетия при нападении на объекты государственной власти республики в ночь с 21 на 22 июня 2004 года, наркотическими средствами, а также камуфлированной формой одежды и масками. До нападения участники располагались в лесном массиве в окрестностях с.Пседах Малгобекского района Республики Ингушетия.
        В течение нескольких дней члены банды собирались в указанном лагере. Вечером 31 августа они выдвинулись на автомобиле ГАЗ-66 к границе с Республикой Северная Осетия-Алания и заночевали в лесном массиве у села Инарки.
        Рано утром 1 сентября 2004 года банда пересекла административную границу Ингушетии и Северной Осетии в районе села Хурикау. Здесь автомобиль с террористами был остановлен для проверки документов участковым уполномоченным Моздокского РОВД РСО-Алания майором милиции С. Гуражевым. Согласно его показаниям, после остановки автомобиля ГАЗ-66 из кузова выскочили вооруженные люди в камуфлированной форме, разоружили его, завладели принадлежащим ему автомобилем ВАЗ-2107, усадили на заднее сиденье, и колонна из двух автомашин проследовала в г.Беслан к месту совершения теракта.
        Далее происходили события, изложенные нами в хронологии террористического акта в СОШ № 1 г. Беслана Республики Северная Осетия-Алания.
        Не вступая в дискуссию по факту создания устойчивой вооруженной группы для захвата СОШ № 1 г.Беслана, зададимся лишь одним вопросов: как это незаконное формирования беспрепятственно пересекло административную границу двух далеко не беспроблемных во взаимоотношениях субъектов Российской Федерации, буквально напичканных законными воинскими формированиями, по хорошо всем (в том числе силовым структурам) известным дорогам нелегального провоза не только нефтепродуктов и также беспрепятственно взяло в заложники более тысячи человек буквально под носом (за забором) у РОВД.
        Вопрос тем более закономерный, что накануне, 28 августа 2004 года, около десяти часов утра один из руководителей Правобережного РОВД отказывается от помощи прибывших на блокпост у с.Ст.Батако для прочесывания приграничного с Ингушетией лесного массива более 120 казаков Правобережного отдела ТКВ, мотивируя это тем, что прочесывание уже выполнено работниками ОВД. Ответ еще более очевиден: ни одна из существующих официально созданных структур, призванных обеспечивать безопасность граждан, с поставленной задачей не справилась.

Далее